ДПОП фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Принято»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДМШ №1»
28 08. 2022 г.

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО«ДМШ№1»
Хаиров М.Г.______________
28 08. 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»

Разработчики:
Иванова Л.Н. заведующая отделением фортепиано, преподаватель высшей категории
МБУ ДО «ДМШ №1»
Абасова Л.С. заведующая учебной части, преподаватель высшей категории фортепианного
отделения МБУ ДО «ДМШ №1»
Русикова И.П. преподаватель высшей категории фортепианного отделения
МБУ ДО «ДМШ №1»
Джафарова Б.А. преподаватель высшей категории теоретического МБУ ДО «ДМШ №1»

2022г.
г.Дербент

Рецензия на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную
программу в области музыкального искусства «Фортепиано»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального
искусства
«Фортепиано»
составлена
на
основе
федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано» утверждѐнной приказом Министерства культуры
РФ от 12 марта 2012 г. № 160.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на
обучающихся, поступивших в детскую школу искусств в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет. Срок реализации программы - 8 лет.
Образовательная программа в области музыкального искусства содержит следующие
разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;
- учебный план;
- календарный график образовательного процесса;
- программы учебных предметов;
- систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения образовательной программы обучающимися;
- программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.
Основа курса - целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
ею в процессе освоения образовательной программа музыкально-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Дополнительная
предпрофессиональная
общеобразовательная
программа
в
области
музыкального искусства «Фортепиано» включает в себя ряд предметов обязательной части:
I. Музыкальное исполнительство
Специальность и чтение с листа
Ансамбль
Концертмейстерский класс
Хоровой класс
II Теория и история музыки
Сольфеджио
Слушание музыки
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
III

Вариативная часть

Ансамбль
Элементарная теория музыки
Все эти предметы направлены на развитие личности, творческих способностей ребенка.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам, в программе
определены способы определения результативности обучения.
Методическое обеспечение программы содержит описание педагогических принципов,
рекомендуемых форм и методов знаний.
Программа обеспечена учебно-методическим материалом.

Подбор учебного материала составлен в соответствии с требованиями.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствует
созданию условий для творческой самореализации личности.
Заключение: утвердить дополнительную предпрофессиональную
программу в области музыкального искусства «Фортепиано».

общеобразовательную

Структура программы
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения учащимися предпрофессиональной
программы.
3.
Учебный план.
4.
Календарный график образовательного процесса.
5.
Программы учебных предметов.
6.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной программы обучающимися.
7 Программа творческой, методической и культурно- просветительской
деятельности.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Фортепиано» определяет содержание и организацию
образовательного процесса в МБУ ДО «ДМШ №1»
Администрации муниципального образования «город Дербент»
Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое,
духовно- нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им
опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
музыкального искусства. Данная программа «Фортепиано» разработана в соответствии с
федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»,
учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена:
•
на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
•
на создание условий для художественного образования эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
•
на приобретение детьми знаний, умений и навыков игра на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
•
на воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования,
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
•
на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
•
на подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства.
Настоящая программа разработана с учетом:
- обеспечения
преемственности
программы
«Фортепиано»
и
основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
Образовательная программа «Фортепиано)» ориентирована:
•
на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
•
на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
•
на формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
•
на
воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной требовательности;
•
на формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
•
на выработку у обучающихся личностных качеств способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю
работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия
с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин

успеха (не успеха) собственной учебной деятельности, результатов умений и навыков
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Срок
освоения
программы
«Фортепиано»
для
детей,
поступивших
в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет
составляет
8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общеюобразования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующиеосновные профессиональные образовательные программы в области
музыкальногоискусства, может быть увеличен на один год. МБУ ДО «ДМШ №1» имеет право
реализовывать образовательную программу «Фортепиано» в сокращенные сроки при
условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков,
предусмотренных федеральными государственными требованиями, а также
поиндивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
Сокращенными называются такие предпрофессиональные программы, которые могут быть
освоены ребенком за меньший период времени, по сравнению с нормативными, на основе
имеющихся
у
него
знаний,
умений
и
навыков,
приобретенных
за
предшествующий период обучения (непосредственно в МБУ ДО «ДМШ №1» в том числе в форме
самообучения). Сокращение срока освоения предпрофессиональных программ допускается при
условии разработки школой сокращенной предпрофессиональной программы и готовности
обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной
предпрофессиональной
программы
должно
приниматься
коллегиальным
органом
педагогическим советом МБУ ДО «ДМШ №1»при наличии соответствующего заявления от
родителей (законных представителей) обучающегося. Имеющиеся у ребенка знания, умения и
навыки, приобретенные за пределами МБУ ДО «ДМШ №1», а также наличие у него творческих и
интеллектуальных способностей, могут позволить ему: приступить к освоению
предпрофессиональной программы не с первого года ее реализации (поступления в МБУ ДО «ДМШ
№1», не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);
перейти на сокращенную предпрофессиональную программу в результате
достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала при
обучении
либо по предпрофессиональной, либо по общеразвивающей программе.
Реализация предпрофессиональной программы по индивидуальному учебному плану при
условии освоения обучающимися объема знаний, приобретения умений и навыков,
предусмотренных ФГТ возможно в следующих случаях:
наличие
у
обучающегося
творческой
и
интеллектуальной
одаренности,
проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях
(конкурсах, концертах, олимпиадах и др.). что подтверждает возможность освоения
учебных предметов в индивидуальном режиме.
наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающих иной
режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.
При приеме на обучение по образовательной программе «Фортепиано» МБУ ДО «ДМШ №1»
проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор
детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может
исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано(сольную
пьесу
или
вокальное
произведение
с
собственным
сопровождением
на
фортепиано).Данная программа «Фортепиано» обеспечивает достижение обучающимися
результатов
освоения
программы
«Фортепиано».
Освоение
обучающимися
образовательной программы «Фортепиано», разработанной МБУ ДО «ДМШ №1» в соответствии с
федеральными
государственными
требованиями,
завершается
итоговой
аттестацией обучающихся, проводимой МБУ ДО «ДМШ №1»
.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учащимися
образовательной программы «Фортепиано».
Содержание образовательной программы «Фортепиано», разработанное МБУ ДО «ДМШ №1»
обеспечивает целостное художественно - эстетическое развитие личности
обучающегося и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом
освоения
образовательной
программы
«Фортепиано»
является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров, стилей;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных стилей,
жанров;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать
технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения
по
аккомпанированию
при
исполнении
несложных
вокальных
или
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений:
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм:
- умения
использовать
полученные
теоретические
знания
при
исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной
форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового
(ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных
в разные исторические периода:
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текст

Результатом
освоения
образовательной
программы
«Фортепиано»
с
дополнительным годом обучения, сверх обозначенных предметных областей, является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях;
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
в области теории и истории музыки:
первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства:
первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания
основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов
изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и
аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала).
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения:
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
навыков сочинения и импровизации музыкального текста:
навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам
обязательном и вариативной частей должны отражать:
Специальность и чтение с листа:
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические
произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
навыки
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными
видами
техники
исполнительства,
использованию
художественно-оправданных
технических приемов;
наличие
творческой
инициативы,
сформированных
представлений
о
методике
разучивания
музыкальных
произведений
и
приемах
работы
над
исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Ансамбль:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества,
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание
ансамблевого
репертуара
(музыкальных
произведений,
созданных
для
фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических сонат, сюит,
ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального
репертуара различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к творческому исполнительству;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе
сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Концертмейстерский класс:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального),
основных принципов аккомпанирования солисту;
- умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные
музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей
солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом
характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара:
- наличие первичного практического опыта концертной деятельности в качестве
концертмейстера.
Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенности хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки:
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом:
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных, хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального
слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии;
- умение
сольфеджировать
одноголосные,
двухголосные
музыкальные
примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков
слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по
слуху и т.п.).
Слушание музыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность
проявлять
эмоциональное
сопереживание
в
процессе
восприятия
музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал, пройденных
музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы,
стилевых
особенностей,
жанровых
черт,
фактурных,
метроритмических,
ладовых
особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и
свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам
вариативной части должны отражать:
Ансамбль:
- сформированный комплекс знаний, умений, исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;

- навыки самостоятельной работы, а также навыки чтения с листа в ансамбле;
- навыки публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления
репертуаром, а также с выдающимися исполнителями камерной музыки.

с

ансамблевым

Элементарная теория музыки:
- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
произведения;
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки фения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

1

2

Структура и объем ОП
Обязательная часть
ПО.01.
Музыкальное
исполнительство
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с
листа3)

3999,54148
3999,5
2706,5
1777

20652147,5
2065
1588
1185

5

вы
ах
Ме
лко
е
гру
зан
ппо
Ин
вяти
див
я
иду
Зач
аль
еты
н
,
ые
кон Э
зан
тро к
яти з
1
льн
я аые 2й

ппо
час

в
ьГру

ост

емк
ах

удо
час

Тр
ьв

4

Распределение по годам обучения

лйс4
асскй
сл5
асйк
сл6
а
к-с
й
7лс
аск
й
8сл
а
к-с
лйс
а
ск
сл
а

Промежуто
чная
аттестация
(по
полугодиям)2-'

ост

емк

3

Аудиторные
занятия
(в часах)

6

7

8

9

1934,5-2000.5

м
ейк
н3л
ык-а

Самосто
ятельная
работа

Максим
альная
учебная
нагрузка
удо

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Тр

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

10 11
12
13
14 15
16
17
Количество недель аудиторных занятий
32 33
33
33
33 33
33
33

Недельная нагрузка в часах

1934,5
1118,5
592

1,3,5
...-15

2,4
,6
14

22

2

2

2,5 2,5

2,5

2,5

ПО.01.УП.02 Ансамбль

330

198

ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс4)
ПО.01.УП.04 Хоровой класс4)

122,5
477

73,5
131,5

ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио

1135
641,5

477
263

658
378,
5

ПО.02.УП.02 Слушание музыки
ПО.02.УП.03 Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.УП.01 Ансамбль
В.02.УП.02 Элементарная теория музыки
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)

147
346,5

49
165

98
181,
5
1776,5

Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации8)
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио

3841,5

2065

132
49
345,5

3990

82,5
49,5
33

2147,5

-

1776,5

1 1,5

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5 1,5

1,5

1,5

1,5 1,5

1

1

7,5

7,5

1

1
1
5,5 7

16,5 16,5

1

1,5

8,5 8/7
20

18/
15,5

9

16
16

1842,5

5 5,5

6,5 7

7,5

7,5

1 10,
0 5

13 15

16,
5

16,
5

1
1
8,5 10/
9
20 23/
20,
5

9

158
62

1
1 1/0
1,5 1,5

10 10,5 11,5 15

66
33
33
1842,5

20

1

5 5,5

37
158

1

2,4...- 12
10,14,
15
6
14
913,15

32

148,5
82,5
66

1

8,10,
14
12-15
12,14,
16

6

Годовая нагрузка в часах
8
8 8
8
8
8
2
2 2
2
4
4

8
4

К.03.03

Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
К.03.04.
Ансамбль/Концертмей
стерский класс
К.03.05.
Сводный хор
А.04.00.
Аттестация
ПА.04.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио
ИА.04.02.03. Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени8

60
7

10

2

2

2

6

2

2

2

8

8

8

1

1

1

4
8
8
8
Годовой объем в неделях
11
1
1

2
1
0,5
0,5
8

4

8
2

11

1

1

1

1

1

1

1) В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная
аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения — 16 полугодий на 8 лет. При выставлении
многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1.3.5... 15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «912» и четные я нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков
(колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия устанавливает в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде
контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании БДШИ. 2)
По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации проводятся технические зачеты, зачеты по
чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения. Форма и график
контроля по учебным предметам «Специальность и чтение с листа» вариативной части не подразумевают отдельного времени и совпадают с
формой и графиком контроля таких же учебных предметов обязательной части.

3)
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по
«Сводному хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60% до 100%
аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
4)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей, В этом случае резерв учебного времени используется как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после
ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану.
1. При реализации образовательной программы «Фортепиано» устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность
обучающихся: групповые занятия - от 11 человек, мелкогрупповые занятия от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам от 2-х
человек): индивидуальные занятия.
2. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
образовательным программам в области музыкального искусства. Реализация данного учебного предмета может проходить в форме
совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
3. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов).
В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся МАУДО «БДШИ» или, в случае их недостаточности, работники ДШИ. В случае
привлечения в качестве иллюстратора работника ДШИ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на
аудиторные занятия по данному учебному предмету.
4. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального
и основного общего образования.
По учебным предметам обязательной и вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» - 1-2 классы - по 3 часа в неделю; 3- 4 классы - по 4 часа; 5-6 классы - по 5 часов; 7-8 классы - по 6 часов;
«Ансамбль» - 1.5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» - 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» - 0.5 часа в неделю; «Сольфеджио»- 1 час
в неделю; «Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - 1 час в неделю;
«Элементарная теория музыки» - 1 час в неделю.

Начало учебного года
Окончание учебного года
Начало учебных занятий
Окончание учебных занятий
Продолжительность
учебного года

Продолжительность урока
(в академических часах)
Режим работы школы
Продолжительность
четвертей

Сроки и продолжительность
каникул

Праздничные дни
Сроки проведения
промежуточной аттестации

4. Календарный график образовательного процесса на 2022-2023 учебный год
01.09.2022г
31.05.2023г
8.00
20.00
1 класс ДПОП* 8 лет- 32 недели
2-8 классы ДПОП* 8 лет - 33 недели
1-5 классы ДПОП* 5 лет - 33 недели
1-4 классы ДООП* - 35 недель
0,5 часа (20 мин.);
1 час (40 мин.);
1,5 часа (60 мин)
6-дневная рабочая неделя
1 четверть - 9 недель
2 четверть - 7 недель
3 четверть -10 недель
4 четверть - 9 недель
1 четверть с 01.09.2022 по 02.11.2022
Каникулы с 03.11.2022 по 09.11.2022 (7 дней)
2 четверть с 10.11.2022 по 28.12.2022
Каникулы с 29.12.2022 по 11.01.2023 (14 дней)
3 четверть с 12.01.2023 по 22.03.2023
Каникулы с 23.03.2023 по 29.03. 2023 (7 дней)
4 четверть с 30.03.2023 по 31.05.2023
Дополнительные каникулы для учащихся 1 классов ДПОП 8 лет с 16.02.2023 по 01.03.2023
4 ноября; 1,2,3,4,5,6,7 января; 23 февраля;
8 марта; 1 мая; 9 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам полугодий
с 12.12.2022 года по 24.12.2022г.;
с 16.05.2023 года по 28.05.2023г.

*ДООП - дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области искусств.
*ДПОП - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств.
Режим работы МБУ ДО «ДМШ №1» в каникулярное время согласно планам методической работы:
График образовательного процесса:

=

=

=

=

3

=

=

=

=

=

5

=

=

=

=

=

=

=

7

8

=

=

0
7

.

0
7

э

р

э

=

р

э

=

р

э

=

= = =

р

э

=

= = =

р

э

=

= = =

р

э

= = =

17 - 23

27.07 - 2.08

1
1
6 - 12

1
1
1

13 - 19

29.06 - 5.07

1

25-31

18-24
р

р

1

.

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

и
о
р
П

=

32

-

18

52

= = = = =

33

-

17

52

=

33

-

17

52

= = = =

= = = = =

33

-

17

52

= = = =

= = = = =

33

-

17

52

= = = =

= = = = =

33

-

17

52

=

33

-

17

52

33

2

4

40

=

I
I
I

Промежуточная Итоговая
аттестация
аттестация

о

= = = =

ИТОГО

Обозначения

01

= = =

=

= =

я
а

Всего

1 1 1 1 1
4
2

-

Каникулы

о

1

2

Итоговая

0

Ав1>11

Резерв учебного

Июль
—
00

Аудиторные занятия

Июнь

1

-

|

2. Сводные данные "о бюджету
времени в неделях

111 - 16

0

1
1
=

4

6

20-26

30.03-05.04
6-12

1
1
1

9-15

=

2

о
о
■*
о

2

1

19-25

26.01-01.02.

12 18

29.12-04.01.

1

2

3

Май

13-19

8

8

Апрель

1

Март

1

г4

1
1
1
1
1
17-23

10-16

27.10-02.11

1
1
13-19
20-26

06.-12

1

Февраль

00

1.
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.09.-05.10

22-28

8-14

Январь

00

г-

9

15-21

Классы

Декабрь

8-14

г-

|

п

1
1

1
1

Ноябрь

15-21

Октябрь

24.-30

Сентябрь

п

23.02-01.03.

п

263 7

Каникулы

8

2

124 404

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПО.01.УП.01.Специальность и чтение с листа
ПО.01.УП.02.Ансамбль
ПО .01.УП.03.Концертмейстерский класс
ПО.01.УП.04.Хоровой класс
ПО.02. Теория и история музыки
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
ПО.02.УП.02. Слушание музыки
ПО.02.УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
В.00 Вариативная часть
В.01.УП.01.Ансамбль
В.02.УП.02.Элементарная теория музыки

6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения образовательной программы обучающимися.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости МБУ ДО «ДМШ №1» могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачѐты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ
и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
МБУ ДО «ДМШ №1»
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
МБУ ДО «ДМШ №1»
самостоятельно на основании настоящих ФГТ. МБУ ДО «ДМШ №1» разрабатываются критерии
оценок
промежуточной
аттестации
и
текущего
контроля
успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных
средств разрабатываются и утверждаются МБУ ДО «ДМШ №1»
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями
настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы "Фортепиано" и еѐ
учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных
выпускниками
знаний,
умений,
навыков
и
степень
готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по
каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по
окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются МБУ ДО «ДМШ №1»
на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По
итогам
выпускного
экзамена
выставляется
оценка
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются МБУ ДО «ДМШ №1» самостоятельно.
МБУ ДО «ДМШ №1» разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии
с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных
произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, репертуара для народных или национальных
инструментов, ансамблевого и оркестрового репертуара;
- достаточный
технический
уровень
владения
инструментом
для
воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

7.

Программа творческой, методической и культурно - просветительской
деятельности

- организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация
посещений
обучающимися
учреждений
культуры
и
организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
образовательными
учреждениями
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а
также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся; построение содержания
программы
"Фортепиано"
с
учетом
индивидуального
развития
детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации, эффективного
управления МБУ ДО «ДМШ №1»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».